|
Статьи

Обзор СМИ

  • В закон о банкротстве внесены уточнения

  • Турецкая Cukurova Group просит дать ей больше времени на возврат долга российской "Альфа-групп"

  • Правительство поддерживает включение задолженности по зарплате в признаки банкротства.

  • "Прикладная химия" распалась на однодневки и офшоры

  • «Фирмам-однодневкам» подрежут крылья

  • Президент подписал "антиотмывочный" закон

РАУД юридическая компания Журнал Арбитражный управляющий

Банкиров решили не сажать за ложные отчеты

Введение уголовной ответственности за фальсификацию отчетности, которое должно было стать одним из основных инструментов в борьбе с криминальными банковскими банкротствами, откладывается. По сведениям газеты "КоммерсантЪ", поправки исчезли из соответствующего законопроекта в ходе "проработки в правительстве". 

Введение уголовной ответственности за фальсификацию отчетности, которое должно было стать одним из основных инструментов в борьбе с криминальными банковскими банкротствами, откладывается. Давно лоббируемые Банком России и Агентством по страхованию поправки исчезли из соответствующего законопроекта в ходе "проработки в правительстве". По сведениям газеты "КоммерсантЪ", против настройки уголовного права под надзорные цели выступили его непосредственные пользователи — Минюст, Верховный суд и Генпрокуратура.

Как сообщили "Коммерсанту" несколько источников на финансовом рынке, поправки в УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за фальсификацию банковской отчетности, которые уже давно лоббируют ЦБ и АСВ при поддержке Минэкономразвития, исчезли из соответствующего пакета законопроектов "в ходе его проработки в правительстве". Эту информацию подтвердили источники "Ъ" сразу в нескольких ведомствах, участвовавших в обсуждении этих поправок. 

Такой результат "проработки" законопроекта выглядит неожиданно на фоне недавних заявлений чиновников об ужесточении надзора за банками и санкций к банкирам за злоупотребления, особенно учитывая все возрастающие масштабы этих злоупотреблений в последнее время. Ранее представители Банка России неоднократно сообщали, что фальсификация отчетности сопровождает процедуру выхода с рынка почти всех банков с отозванной лицензией. Именно фальсификация отчетности банками Матвея Урина и Межпромбанком привела к многомиллиардным убыткам их кредиторов и потерям государства. 

Более того, на прошедшем на днях банковском форуме в Сочи замглавы Минфина Алексей Саватюгин сообщил, что рассчитывает на продвижение в осеннюю сессию гораздо более дискуссионного законопроекта о деловой репутации банкиров, позволяющего отстранять недобросовестных собственников от управления банком, противником которого долгое время он сам же и являлся. При этом о перспективах менее спорной, но гораздо более актуальной поправки в своем выступлении он не обмолвился ни словом, хотя ранее Минфин ее поддерживал. 

По сведениям "Ъ", позиция Минэкономразвития, Минфина, ЦБ и АСВ за те несколько месяцев, что прошли с момента внесения законопроекта в правительство, не изменилась. "Просто в ходе межведомственного обсуждения она не нашла отклика у представителей нефинансового блока — правоохранительных органов, Верховного суда и Минюста",— указывают собеседники "Ъ". "В ходе обсуждения этого проекта было два противоположных заключения от правоохранительных органов, для снятия разногласий заключение запросили у Верховного суда (который по своей природе должен участвовать в обсуждении такого рода поправок), но там инициатива поддержана не была",— вспоминает один из источников "Ъ". По версии другого собеседника "Ъ", поправки не удалось согласовать с Минюстом.

В пресс-службе департамента экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России "Ъ" заявили, что выступали за предложенные поправки, после чего свое заключение направили "головному исполнителю — в Генпрокуратуру". В Генпрокуратуре вчера вечером не ответили на запрос "Ъ" о позиции надзорного ведомства по этим поправкам. В пресс-службе Верховного суда также не смогли предоставить комментариев. Получить комментарии в Минюсте вчера не удалось. В Минэкономразвития проекты, находящиеся в стадии обсуждения, не комментируют. В АСВ от комментариев отказались. 

Как бы там ни было, теперь получение Банком России в ближайшей перспективе долгожданного инструмента для сокращения числа злоупотреблений в банковском секторе под большим вопросом, указывают эксперты. Ранее, при обсуждении данной поправки, именно на этот инструмент возлагали надежды наиболее активные сторонники борьбы с криминальными банкротствами в банковском секторе. В Банке России, который выступал сторонником этой идеи, не стали обсуждать судьбу данного конкретного пакета поправок, указав лишь, что из стратегии развития банковского сектора до 2014 года соответствующий пункт в перечне согласованных с правительством законодательных поправок никуда не исчез, а значит, должен быть реализован. 

Каким образом — большой вопрос, указывают юристы. Если абстрагироваться от целей авторов этой идеи и рассуждать о совершенствовании уголовного законодательства, то позиция Генпрокуратуры, Верховного суда и Минюста выглядит вполне логично, считает партнер адвокатского бюро "Партнерство правовой помощи" Сергей Романов. "Уголовный кодекс должен быть конкретным, но не избыточно,— рассуждает он.— Если в нем уже есть норма об ответственности за злоупотребление полномочиями или преднамеренном банкротстве, под которую попадает и фальсификация отчетности, то зачем плодить новые нормы для отдельных отраслей?" К тому же, продолжает господин Романов, такой подход звучит в унисон с взятым президентом курсом на декриминализацию экономических преступлений, а у Банка России и АСВ при должном старании и так достаточно законных полномочий для борьбы со злоупотреблениями в банковской сфере.

 

Светлана Дементьева

Источник: "КоммерсантЪ"