| Новости: Окунь - интересно!
Статьи

Обзор СМИ

  • В закон о банкротстве внесены уточнения

  • Турецкая Cukurova Group просит дать ей больше времени на возврат долга российской "Альфа-групп"

  • Правительство поддерживает включение задолженности по зарплате в признаки банкротства.

  • "Прикладная химия" распалась на однодневки и офшоры

  • «Фирмам-однодневкам» подрежут крылья

  • Президент подписал "антиотмывочный" закон

РАУД юридическая компания Журнал Арбитражный управляющий

Шведы намерены взыскать €20 млн с Балтийского завода

Контракт Stena RoRo c Балтзаводом на строительство двух океанских ролкеров (типа RoPax с длиной парковочных полос 4020 погонных метров для перевозки автомобилей-трейлеров) с опционом еще на два судна был подписан 7 июля 2005 года и оценивался в €240 млн. Но после продажи в середине августа группой ИСТ 88,2% акций Балтзавода Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Сергея Пугачева новые акционеры завода решили, что контракт со Stena невыгоден, и ОПК уведомила шведов о его расторжении. Согласно третейской оговорке Stena обратилась в арбитражный суд торговой палаты Стокгольма за взысканием с завода €145,5 млн убытков в связи с неисполнением контрактов. 24 сентября 2008 года арбитраж взыскал с Балтзавода €20 млн — по €5 млн за каждое непостроенное судно. Но завод добровольно платить отказался. 

Арбитражный суд Санкт-Петербурга 20 февраля 2009 года отказался исполнить решение стокгольмского арбитража. Суд сделал вывод, что судостроительные контракты не заключены и на завод не может быть возложена ответственность за их неисполнение, потому что протокол об одобрении контрактов советом директоров Stena отсутствует. Более того, по мнению суда, исполнение решения арбитража в отношении стратегического предприятия "может стать причиной банкротства завода и причинит ущерб суверенитету и безопасности государства, а потому противоречит публичному порядку РФ". Кассационный суд 24 апреля 2009 года также счел нарушенными основы правопорядка, но по другой причине — "вследствие нарушения основополагающих принципов российского права, в частности, принципов свободы договора и равенства его сторон, а также правил возложения ответственности". 

В надежде на последнюю инстанцию Stena обратилась в Высший арбитражный суд, и коллегия судей нашла основания для пересмотра дела. Тройка судей указала, что стокгольмский арбитраж установил факт одобрения контрактов советами директоров компании и завода, а российские суды не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела. Коллегия также не согласилась, что исполнение решения стокгольмского арбитража противоречит публичному порядку РФ. По мнению тройки судей, взыскиваемые шведской компанией убытки сходны с понятием неустойки, используемым в российском гражданском праве. К тому же ранее в своем отзыве, направленном в арбитраж, Балтзавод соглашался выплатить неустойку в размере €20 млн, если суд признает контракты вступившими в силу. 

Дело было передано в президиум еще 11 сентября 2009 года, но рассмотрение дела приостанавливалось из-за жалобы Балтзавода в апелляционный суд города Свея, и ВАС решил дождаться результата по этому делу. 9 февраля в ВАС поступило заявление Stena о возобновлении производства, но в марте шведская компания сама попросила отложить разбирательство. В итоге заседание президиума назначили на 13 сентября. 

В конце августа в арбитражный суд Санкт-Петербурга поступило заявление ООО "Торговый Дом "Санеста-Металл"" о признании Балтзавода банкротом. Проверять обоснованность требований кредитора, которому завод должен за поставки труб всего 16,3 млн руб., суд будет 3 октября. "Если президиум ВАС решит все-таки взыскать с Балтзавода €20 млн, то Stena сможет включиться в процесс его банкротства",— говорит руководитель группы практики по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP Елена Трусова. В таком случае это будет риск реального банкротства завода. Но если долг 16 млн руб. будет погашен, то Stena может столкнуться с препятствием при попытке самостоятельно подать на банкротство. "Кредитор, взыскавший неустойку или упущенную выгоду, сам инициировать банкротство не может. Поэтому все будет зависеть от того, как в контрактах сформулировано право Stena на компенсацию и как эти требования квалифицирует суд",— добавляет госпожа Трусова. 

 
Источник: "Коммерсантъ"