|
Статьи

Обзор СМИ

  • В закон о банкротстве внесены уточнения

  • Турецкая Cukurova Group просит дать ей больше времени на возврат долга российской "Альфа-групп"

  • Правительство поддерживает включение задолженности по зарплате в признаки банкротства.

  • "Прикладная химия" распалась на однодневки и офшоры

  • «Фирмам-однодневкам» подрежут крылья

  • Президент подписал "антиотмывочный" закон

РАУД юридическая компания Журнал Арбитражный управляющий

Медиаторы правительству милее

 «Судебные миротворцы» угрожают медиации, считают в российском правительстве.  Кабинет министров предложил депутатам и ВАС доработать законопроект об альтернативных процедурах разрешения споров. В частности - отказаться от привлечения судей в отставке и помощников судей, которые могут закрыть дорогу медиаторам.

Идея ввести в арбитражный процесс фигуру "судебного миротворца" принадлежит ведомству Антона Иванова. В августе 2012 года Высший арбитражный суд внес в Госдуму соответствующий законопроект. В предложенной схеме государственный «примиритель», по сути, дублировал бы функции коммерческих медиаторов, организовывая переговоры, посредничество и судебное примирение. 

В роли миротворцев ВАС видел судей в отставке, помощников судей, не задействованных в рассмотрении дела, и работников аппарата, имеющих высшее юридическое образование. Законопроект предполагал, что спорщики смогут воспользоваться их помощью на любой стадии арбитражного процесса: как по собственной инициативе, так и по предложению суда. Если стороны не могут помириться, дело возвращается в арбитраж, но сговорчивых оппонентов предлагалось мотивировать рублём – возвращать госпошлину. 

Документ вызвал ожесточенные споры в профессиональном сообществе. Его противники посчитали, что бюджетные «миротворцы» задушат институт профессиональной медиации, который и без того развивается крайне медленно. И возмущались, что примирительной деятельностью будет заниматься люди без должной квалификации и сертификата, что может дискредитировать профессию медиатора. ВАС утверждал, что в тексте понятия медиации и судебного примирения формально разведены и ни конкуренции, ни путаницы не будет. 

В итоге законопроект 7 месяцев пролежал без движения в Госдуме, дожидаясь отзыва правительства, которое, в итоге, стало на сторону медиаторов. В частности, отзыв раскритиковал намерение ВАС отвергнуть "один из основополагающих постулатов закона [о медиации - ПП] — осуществление медиативной деятельности на профессиональной основе специально подготовленными специалистами". 

"Участие в процедуре медиации медиатора, не осуществляющего данную деятельность на профессиональной основе, снизит качество и результативность процедуры медиации, а также увеличит риски злоупотреблений со стороны медиаторов, заложит основы для дискредитации института судебного примирения и нанесет ущерб институту медиации, находящемуся в стадии становления", — говорится в отзыве. Также правительству не нравится то, что "законопроектом не регулируется вопрос об ответственности судебных примирителей перед сторонами за причиненный вред".

Тем не менее, вето на инициативы ВАС не наложено. Правительство предлагает авторам документа "продолжить работу над законопроектом с учетом замечаний".