|
Статьи

Обзор СМИ

  • В закон о банкротстве внесены уточнения

  • Турецкая Cukurova Group просит дать ей больше времени на возврат долга российской "Альфа-групп"

  • Правительство поддерживает включение задолженности по зарплате в признаки банкротства.

  • "Прикладная химия" распалась на однодневки и офшоры

  • «Фирмам-однодневкам» подрежут крылья

  • Президент подписал "антиотмывочный" закон

РАУД юридическая компания Журнал Арбитражный управляющий

Медиацией сыт не будешь. ВАС вводит дополнительных "судебных миротворцев"

Высший Арбитражный Суд предлагает свою альтернативу неработающей медиации. Ведомство Антона Иванова готово внести на рассмотрение Госдумы законопроект о "судебных миротворцах" – Пленум утвердил окончательный вариант текста 12 июля. Работа над документом заняла больше года, первое публичное обсуждение состоялось ещё в декабре. Тогда документ вызвал бурю негодования у частных медиаторов и продолжительную дискуссию внутри судейского сообщества.

У высшей арбитражной инстанции накопилась  масса претензий к коммерческой медиации, главная из которых – непопулярность у населения.  Скептическое отношение судей основывается на данных статистики: в прошлом году медиация  использовалась при рассмотрении  всего лишь 11 арбитражных дел. Во время публичного обсуждения нового законопроекта Антон Иванов настаивал на том, что существующий закон о медиации не работает."Где ваша частная медиация? — спрашивал он у медиаторов. – Приняли закон, а результата никакого. Вы думали, что вам деньги мешками понесут?".

Альтернатива ВАС – расширить перечень примирительных процедур.   По словам Антона Иванова, новый "проект станет лакмусовой бумажкой, демонстрирующей, желают ли ветви власти реального примирения сторон в процессах". Документ в дополнение к существующим сейчас третейскому разбирательству и медиации, предлагает новый способ решения конфликта миром – при участии "судебного миротворца".  Его авторы опираются на исторический опыт российского общества, отмечая, что "участники споров, рассматриваемых в коммерческих судах России середины XIX — начала XX веков, после предложения суда о проведении примирительной процедуры могли выбирать как негосударственного примирителя, так и примирителя из состава данного суда".

Следуя исторической аналогии, Высший Арбитражный Суд в проекте расширяет список возможных альтернативных процедур разрешения споров: переговоры, посредничество, медиация, судебное примирение. Прибегнуть к какой-то из них можно на любой стадии арбитражного процесса, причем как по ходатайству стороны, так и по предложению суда – в этом случае разбирательство будет отложено на срок не более 2 месяцев.

Уклониться от предписанной судом медиации без уважительных причин будет накладно.  Если суд сочтёт, что сторона злоупотребляет своими правами и затягивает процесс, на её плечи лягут все судебные издержки. Впрочем, законопроект допускает, что стороны могут не прийти к мировому соглашению – тогда разбирательство возобновится в суде.

По задумке ВАС мириться будет выгодно. Законопроект предлагает финансово мотивировать сговорчивых оппонентов и возвращать им судебные пошлины. Так, при заключении мирового соглашения, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения арбитражным судом первой инстанции истцу  вернут 70%  суммы, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции – 50 %, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции,  пересмотра судебных актов в порядке надзора – 30%.

Другое нововведение, вызвавшее неоднозначную реакцию в сообществе медиаторов, – фигура судебного примирителя. Согласно проекту, примирителями могут быть судьи в отставке, помощники судей, не принимающие участия в рассмотрении дела, а также работники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование.  Кандидатуры примирителей будут предлагаться сторонам в   заранее  утверждённом ВАС списке. Полномочия миротворца будут достаточно обширны: он сможет вести переговоры со сторонами и другим участвующими в деле лицами, изучать представленные документы, с согласия арбитражного суда знакомиться с материалами дела и давать  сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора. При этом, судебный посредник не будет  участником  арбитражного процесса и не сможет давать  заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании.

Законопроект даст возможность судьям в отставке применить свои знания и опыт в миротворчестве: они смогут не только быть примирителями, но также осуществлять полномочия третейского судьи и быть медиаторами. При этом примирители, равно как и медиаторы, а также посредники не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре. Правда, есть исключение – чтобы допрос состоялся, свое письменное согласие  на это должны дать сами участники примирительной процедуры.